В помощь педагогу

Профессиограммы

Пятёрка самых востребованных профессий

Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:

1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.
Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес — аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.

свернуть

Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы

Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:

1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.
2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.
3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.
4. Специалист или инспектор по кадрам.
5. Секретарь.

свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ВРАЧ - ОФТАЛЬМОЛОГ"

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

    Способности:
  • хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания);
  • способность анализировать факты и логически мыслить;
  • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур;
  • быстрота реакции;
  • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

    Личностные качества, интересы и склонности:
  • терпеливость и выдержанность;
  • доброжелательность и приветливость;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • оптимистичность;
  • готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • невнимательность;
  • эгоистичность;
  • несдержанность;
  • жестокость;
  • брезгливость;
  • нетерпимость.
свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ПОВАР, КОНДИТЕР"

Общая характеристика профессии:

Принимает  и  организует  хранение  продуктов  в  соответствии  с санитарно-гигиеническими  нормами.  Производит  первичную  обработку продуктов. Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия.

     Работа в системах "человек-техника" (обработка неживых объектов и  использование  технических  приспособлений),  "человек-знак" (использование  хранимой  в  памяти  информации  о  рецептах  блюд)  и "человек - художественный образ" (оформление блюд).  

     Приготавливает  и  оформляет  блюда  и  кулинарные  изделия массового спроса, а также лечебные, диетические и заказные блюда.

     Организует  хранение  продуктов  в  соответствии  с  санитарно-гигиеническими  нормами.  Производит  первичную  обработку  продуктов, закладку  продуктов  согласно  рецептуре.  Несмотря  на  то,  что  повар  на предприятиях  общественного  питания  пользуется  установленными рецептами  блюд,  он  может  вносить  в  них  изменения  в  зависимости  от качества сырья и контингента потребителей

Профессионально важные качества:

  • образная память;
  • эстетический вкус;
  • хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения;
  • аккуратность;
  • подвижность кистей рук, пальцев;
  • физическая выносливость;
  • высокая тактильная чувствительность;
  • творческая мышления;
  • дисциплинированность.

Медицинские противопоказания:

Хронические заболевания органов пищеварения, органов дыхания, опорно - двигательного аппарата, инфекционные аллергические заболевания, кожно - венерические и нервно - психические болезни, бактерио- и вирусоносительство

Квалификационные требования:

Чтобы  стать  поваром,  не  обязательно  иметь  высшее  образование, достаточно  закончить  поварские  курсы  либо  кулинарное  училище,  иметь мастерство  повара,  хорошее  воображение,  фантазию,  эстетический  вкус, физическую  выносливость,  аккуратность,  опыт  работы  в  приготовлении различных  блюд,  знать  кухни  разных  народов  мира,  условия  хранения продуктов, рецепты приготовления разных блюд.

Возможные места работы:  предприятие общественного питания, столовые в учреждениях.

Близкие и родственные виды деятельности: кондитер, пекарь, шеф-повар. 

свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ЖУРНАЛИСТ"

Журналист – это специалист, занимающийся публицистической деятельностью в газетах, журналах, на телевидении и радио, в других средствах массовой информации.

Профессиональные качества

Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие: коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст; любознательность: креативность.

Написание статей – это творческий процесс; находчивость и сообразительность: эти качества – лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований; эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях. этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована; усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство. аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному. Профессия журналиста считается высоко востребованной.
Главная перспектива – возможность открыть собственное дело в масс-медиа. Это может быть печатное издание, телепроект, информационный сайт или портал.
Карьера

Карьера журналиста заключается в увеличении объема работы, которое приведёт к узнаваемости имени. Фамилии многих журналистов – сами по себе бренд, способный принести прибыль. В печатных изданиях – это получение собственной рубрики, колонки или странички, в телевидении – выделение авторской передачи. Пиком карьеры любого журналиста является профессия редактора.

свернуть

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "ПСИХОЛОГ"

Основная задача психолога — помочь людям использовать свои психологические ресурсы наиболее эффективно как в частной жизни, так и в карьере.

Кем можно работать, получив диплом по специальности «психология»

Для дипломированного психолога открыто множество дверей. Немало специалистов этого профиля трудится в сфере здравоохранения, работая медицинскими и клиническими психологами, психологами судебной медицины, психоаналитиками и консультантами телефонных служб психологической поддержки. Психологи необходимы и в сфере образования — школьные психологи, психологи дошкольных заведений и дефектологи всегда востребованы, особенно в частных учебных заведениях. Психолог может передавать свои знания следующему поколению, преподавая психологию в учебных заведениях, а также заниматься исследовательской работой. В последние годы психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере — такие профессии, как персональный коуч и бизнес-тренер, весьма популярны. Психологи часто работают в HR-службах. Быстро набирает популярность и такое новое направление, как «поведенческая экономика», возникшее на стыке двух наук — экономики и психологии. Специалисты такого профиля крайне востребованы в маркетинге, ведь они способны анализировать и прогнозировать человеческое поведение в реальной жизни и в бизнес-сфере, а также могут, учитывая эти данные, разработать схемы по увеличению капитала компании.

А есть ли минусы у профессии психолога?

 Эмоциональное напряжение. Очень часто психологам приходится иметь дело с чужими страхами, горем, отчаянием — словом, с самыми темными сторонами человеческой жизни. С одной стороны, психолог должен уметь помочь, а с другой — не допускать чужое горе в свою душу и не позволять личным эмоциям влиять на работу. Поэтому наибольших успехов в этой профессии добиваются стрессо- и эмоционально устойчивые люди.

Высокий уровень ответственности. Психолог понимает, что от его действий может в значительной мере зависеть благополучие и душевное состояние других людей. Такая ответственность может вызывать напряжение и страх совершить непоправимую ошибку. Профессиональные требования

Эмоциональный интеллект. Этот термин обозначает способность понимать чувства других людей и правильно интерпретировать их действия, подбирать «ключ» к любому человеку и умение располагать к себе.

 Общительность. Психолог обязан быть открытым и коммуникабельным человеком. Вам придется очень много общаться с людьми вне зависимости от настроения. Если вы испытываете неловкость, беседуя с незнакомцами, не любите долгих разговоров и новых знакомств, лучше поискать себя в другой сфере.

Тактичность и умение хранить секреты. Несмотря на то, что психология не относится к медицинским наукам, правило «врачебной тайны» действует и здесь: психолог ни при каких обстоятельствах не должен выносить на публику подробности своей работы с конкретными людьми. Он также не должен осуждать своих клиентов, сравнивать их с другими, или каким-либо другим образом проявлять бестактность.

Стрессоустойчивость. Несмотря на то, что психолог должен быть внимателен к переживаниям других, он должен уметь одновременно абстрагироваться от чужих бед. Непредвзятость. Наверняка за годы работы вы встретите множество людей, чьи взгляды не совпадают с вашими. Профессиональный психолог не должен позволять личным убеждениям влиять на работу и на отношение к клиентам.

Творческое начало и гибкость. Все люди разные, и то, что помогло одному, может быть совершенно бесполезным для другого. Психолог никогда не работает по шаблону, и потому он должен уметь сочетать различные методики и адаптировать их под каждого клиента. Стремление и готовность к обучению. Обучение психологии не заканчивается с получением диплома. Психологи учатся всю жизнь — посещают семинары, осваивают новые методики и техники.

свернуть

Методическая копилка по профориентации

Методическая копилка по профориентации

Презентация "Я и мир профессий: как сделать свой выбор?" для 9 - 11 классов.

Методическая разработка «Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус». Автор разработки: Козлова В.М., учитель начальных классов. Разработка предназначена для проведения классного часа в 4 классе.

Методическая разработка "Профессия: выбираем вместе". Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе. 

Методическая разработка "Кем быть? Кем стать?". Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.

Методическая разработка "Я и мир профессий". Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе.

Методическая разработка "Человек трудом велик". Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.

Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по профориентации в 9 - 11 классах в двух направлениях: с учащимися и с родителями. Скачать

Методическая разработка "Марафон профессий". Разработка предназначена для проведения классного часа в 5 - 7 классах.

Методическая разработка "Выбор профессии - дело серьезное". Разработка предназначена для проведения классного часа, родительского собрания в 9 классе.

Презентация "Профессии бывают разные" для начальных классов.

Методическая разработка родительского собрания "Поможем детям выбрать профессию" (несколько различных вариантов). Разработка предназначена для классных руководителей 9-11 классов.

Презентация "Все профессии важны" для начальных классов.

Методическая разработка "Все работы хороши". Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.

Методическая разработка "В мире профессий". Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.

Профориентационная активизирующая методика "За и против". ,Разработка предназначена для учащихся 10-11 классов. Анкета (бланк для девочек). Анкета (бланк для мальчиков).

Материалы для тренинга "В профессию первые шаги". Предназначен для учащихся 7-9 классов.

Тест-оценка профессиональных типов по Д.Голланду. Предназначен для учащихся 9-11 классов.

Разработка системы классных часов по профориентации в 5 классе. Скачать

Разработка системы классных часов по профориентации в 6 классе. Скачать

Разработка системы классных часов по профориентации в 7 классе. Скачать

 

Дополнительные материалы:

 

свернуть