Профориентация

 

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

Информация о профориентационной работе

Информацию о профориентационной работе можно получить на таких ресурсах, как сайт Министерства образования Республики Беларусь https://edu.gov.by/; сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь www.mintrud.gov.by; сайт Национального института образования https://adu.by/ru/; сайт Академии последипломного образования http://www.academy.edu.by/; сайт Республиканского института профессионального образования http://ripo.unibel.by/; сайт Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь http://www.giac.by/; сайт Республиканского института высшей школы http://nihe.bsu.by/index.php/ru/; сайт Республиканского института контроля знаний https://rikc.by/.

свернуть

УО "Барановичский технологический колледж"

Лесохозяйственный факультет Белорусского государственного технологического университета

Лесохозяйственный факультет Белорусского государственного технологического университета (www.belstu.by) приглашает 21 мая 2020 года в 14-00 посетить онлайн-трансляцию Дня открытых дверей факультета. Абитуриенты и их родители смогут познакомиться с факультетом, особенностями поступления и учебы по специальностям: «Лесное хозяйство», «Садово-парковое строительство», а также «Туризм и природопользование». В режиме онлайн на официальном YouTube-канале БГТУ можно будет задать интересующие вопросы представителям деканата лесохозяйственного факультета и приемной комиссии.

Будем благодарны за информирование всех заинтересованных лиц. Предполагаемая продолжительность трансляции 20-30 минут. Чтобы задавать вопросы в ходе трансляции в чате, нужно зарегистрироваться на YouTube.

Спасибо, что Вы с нами. Будьте здоровы.

свернуть

УО «Брестский государственный профессиональный лицей строителей»

23.05.2020 учреждение образования "Брестский государственный профессиональный лицей строителей" приглашает абитуриентов-2020 принять участие в дистанционном Дне открытых дверей. Заходите 23.05 на наш сайт ptu65.brest.by знакомьтесь с нами и делайте ваш выбор!
Также 23.05.2020 на вопросы абитуриентов с 10:00 до 12:00 ответит директор лицея Войтюк Владимир Петрович по т. 23-73-09
 
--
свернуть

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

v​ что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

v​ что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

v​ что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

v​ что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

выбор профессии за компанию;

перенос отношения к человеку на саму профессию;

отождествление учебного предмета с профессией;

ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

неумение определить путь получения профессии.

  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку;

устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

  1. Непригодность.Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
  2. Годность.Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
  3. Соответствие.Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
  4. Призвание.Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

Какова продолжительность обучения?

Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

Адрес учебного заведения и его полное название?

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планирую свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

Какие учебные предметы у вас любимые?

Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

О какой работе вы мечтаете?

Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Типичные ошибки учащихся

при выборе профессии

1.​ Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).

2.​ Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.

3.​ Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.

4.​ Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

5.​ Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6.​ Отождествление учебного предмета с профессией.

7.​ Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.

 

свернуть

Азбука профориентации

"Азбука профориентации"

Рекомендации учащимся

7 шагов к взвешенному решению

 1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

  •         выбираемая профессия и будущий род занятий;
  •         выбираемая профессия и жизненные ценности;
  •         выбираемая профессия и жизненные цели;
  •         выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  •         выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  •         желательный уровень профессиональной подготовки;
  •         выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  •         желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.

7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

Высшие учебные заведения Беларуси

 

ВУЗ:

Интернет адрес:

Академия управления при Президенте Республики Беларусь 

http://www.pacademy.edu.by/

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь 

http:// www.amia.nsys.by/

Барановичский государственный университет

http://www.barsu.by/ 

Белорусский государственный аграрный технический университет

http://www.batu.edu.by/ 

Белорусская государственная академия искусств

http://www.belam.by.com/ 

Белорусская государственная академия музыки

http://www.bgam.edu.by/ 

Белорусский государственный университет физической культуры

http://www.sportedu.by/ 

Белорусский государственный медицинский университет 

http://www.bsmu.by/

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

http://www.bspu.unibel.by/

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия 

http://www.baa.by/

Белорусский государственный технологический университет

http://www.bstu.unibel.by/ 

Белорусский государственный университет

http://www.bsu.by/

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

http://www.bsuir.unibel.by/

Белорусский государственный университет культуры

http://www.buk-university.com/ 

Белорусский государственный университет транспорта 

http.//www.belsut.gomel.by/

Белорусский государственный экономический университет 

http://www.bseu.by/

Белорусский национальный технический университет

http://www.bntu.by/ 

Белорусско-российский университет

http://www.bru.mogilev.by/ 

Брестский государственный технический университет

http://www.bstu.by/ 

Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина 

http://www.brsu.brest.by/

Витебская государственная академия ветеринарной медицины

http://www.vsavm.com/ 

Витебский государственный медицинский университет

http://www.vgmu.vitebsk.by/ 

Витебский государственный технологический университет

http://www.vstu.vitebsk.by/ 

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова 

http://www.vsu.by/

Военная академия Республики Беларусь

http://www.mod.mil.by/s9w 1 wa.html

Высший государственный колледж связи

http://www.vsk.belpak.by/ 

Гомельский государственный медицинский институт

http://www.medinstitut.gomel.by/ 

Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого

http://www.gstu.gomel.by/ 

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины 

http://www.gsu.unibel.by/

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь

http://www.gvkiu.gomel.by/ 

Гродненский государственный аграрный университет

http://www.ggau.info/ 

Гродненский государственный медицинский университет

http://www.grsmu.by/ 

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

http://www.grsu.by/ 

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь 

http://www.kii.gov.by/

Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова

http://www.iseu.by/

Минский государственный высший авиационный колледж

http://www.mgvak.niks.by/ 

Минский государственный высший радиотехнический колледж

http://www.college.unibel.by/ 

Минский государственный лингвистический университет

http://www.mslu.by/ 

Могилевский государственный университет продовольствия

http://www.mgup.mogilev.by/ 

Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова

http://www.msu.mogilev.by/ 

Мозырский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской

http://www.mspu.at.tut.by/ 

Полесский государственный университет

http://www.pinskbk.by/ 

Полоцкий государственный университет

http://www.psu.by/ 

 

свернуть