ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?
Тренинговое занятие
Цель: обучение способам преодоления стрессовой ситуации. Задачи:
• информирование о стрессе и его проявлениях;
• обучение техникам релаксации;
• развитие навыков уверенного поведения;
• обучение навыкам обретения ресурсного состояния.
• Категория участников: учащиеся выпускных классов.
Длительность занятия: 60 минут.
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает.
Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию.
Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
1. УПРАЖНЕНИЕ «САМОЕ ТРУДНОЕ»
Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это...» и бросить мяч любому другому человеку.
2. УПРАЖНЕНИЕ «СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ И ПОКОЯ»
Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.
Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение.
Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.
Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.
По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие — расслабленностью.
86
3. УПРАЖНЕНИЕ «СТАТУЯ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ»
Цель: расширить представление учащихся об уверенности.
Инструкция:
«Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность».
Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры.
Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».
Ведущий. Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ»
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Дышим мы непроизвольно, а потому в стрессовых моментах можно использовать дыхательные практики для сброса ненужного напряжения. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите глубоко, задержите воздух в легких на пару секунд, а затем выдохните. С выдохом должно уйти и ощущение скованности в теле.
Для закрепления результата повторите цикл вдохов, и выдохов примерно 3—5 раз. При этом нужно постараться максимально расслабиться, чуть поднять подбородок и слегка отклониться назад. Сидя на стуле, попытайтесь при очередном вдохе потянуть на себя края сиденья (словно вам нужно поднять стул вместе с собой). Затем задержите дыхание на мгновенье и медленно, спокойно делайте выдох через нос.
Тем, у кого повышенное давление, нужно дышать аккуратно, избегая напряжения на вдохе.
Если вы хотите избавиться от чувства тревоги, то попытайтесь взять за правило делать дыхательные упражнения, — они позволяют мгновенно переключить внимание и успокоиться. Дышите, стараясь во время осознанного дыхания концентрироваться на тех мыслях, что вас успокаивают.
5. УПРАЖНЕНИЕ «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРЕДМЕТЕ»
Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.
Инструкция:
«Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли». ф
Анализ:
— Справились ли вы с заданием?
— Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?
6. УПРАЖНЕНИЕ «МЕТА-ПОЗИЦИЯ»
В театральных вузах будущих актеров учат контролировать свое эмоциональное состояние при помощи различных техник. Например, тренировать воображение так, чтобы можно было абстрагироваться от реальной ситуации. Но такие упражнения полезны и в реальной жизни, особенно, если вас внезапно одолела тревога. Если вы хотите моментально самостоятельно избавиться от тревоги, то вот еще одна техника.
Представьте себя посторонним в конкретной ситуации. Вы не являетесь участником событий, вы просто наблюдаете
со стороны все происходящее. Ни в коем случае не переносите все события на свою личность, чтобы вас не «втянуло» обратно в стресс. Просто рассматривайте ситуацию со стороны: кто участвует в конфликте, как себя ведет, что говорит. Таким образом получится спокойно и взвешенно оценить произошедшее, не оправдываясь и избавляя себя от новой порции терзаний.
Главное — оставаться молчаливым зрителем, наблюдателем. Если нужно, то мысленно выстраивайте перед собой барьер, который не позволит снова погрузить в конфликт в роли участника. Только так можно будет спокойно оценить и проанализировать ситуацию, а потом принять решение о дальнейших действиях.
Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, молчаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот больше не кружит вас словно пробку в стремительном, бурном потоке.
Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом, какой ресурс для этого нужен; где вы его может взять прямо сейчас.
7. УПРАЖНЕНИЕ «РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ»
Самый надежный источник ресурса — вы сами, ибо все, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться.
Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность.
Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание.
89
Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным.
Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его.
Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьезный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе, и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.
С помощью приема актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать, — это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.
Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.
8. УПРАЖНЕНИЕ «МОИ РЕСУРСЫ»
Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Инструкция:
«Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами.
90
Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».
ЧТО ТАКОЕ ЭКЗАМЕН, И ЧТО ОН ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ
Тренинговое занятие
Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период — экзамены. И сегодня я предлагаю вам разобраться, что такое экзамены? Что они значат для вас?
1. УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен...»
Проигрывание.
Очень важно, чтобы ученики сами понимали значимость успешной сдачи экзаменов. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Как сдать экзамен?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: что такое экзамен, как его сдать, в чем значимость для меня в чем трудности?
2. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО Я ХОЧУ ДОСТИЧЬ?»
Цель: настроить на успех.
Инструкция:
«Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом. Задача остальных — догадаться, о чем идет речь».
Анализ:
— Трудно ли было выбрать важную цель?
— Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?
— Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?
3. УПРАЖНЕНИЕ «ОРЛЫ И ОРЛЯТА»
Инструкция:
Учащимся предлагается разбиться на три группы: орлы, орлята и еще не вылупившиеся птенцы.
Первая группа Орлы должна представить информацию, что сделал орел, чтобы стать таким успешным, что было трудным.
Орлята должны представить информацию, что нужно сделать чтобы достичь успеха.
Третья группа может изобразить орлов и орлят, и после их представления выберет наиболее важные факты для достижения успешности.
4. УПРАЖНЕНИЕ «Я ХВАЛЮ СЕБЯ ЗА ТО, ЧТО....
Ведущий. Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется чтобы:
Больше хвалили, но это происходит так редко!
У вас есть возможность похвалить себя за что хотите!
Итак, продолжите фразу: «Я хвалю себя за то, что...»
Работа по цепочке.
Подведение итогов занятия.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Что нового для себя узнали?