Выпускнику

Форма характеристики выпускника школы 2023

В Министерстве образования Беларуси утвердили форму характеристики выпускника школы 2023 года. Министерство образования 27 февраля 2023 года приняло постановление №58 «О выдаче характеристики».

     Документ устанавливает форму характеристики для лиц, которые получили или получают общее среднее образование, среднее специальное образование (среднее специальное образование с получением общего среднего образования или среднее специальное образование на основе общего среднего образования), а также общее среднее образование, профессионально-техническое образование.

     Документом установлена форма характеристики для лиц, получивших (получающих):
     - общее среднее образование;
     - профессионально-техническое образование (профессионально-техническое образование с получением общего среднего образования или профессионально-техническое образование на основе общего среднего образования);
     - среднее специальное образование (среднее специальное образование с получением общего среднего образования или среднее специальное образование на основе общего среднего образования).

     В частности, в характеристике будут отражаться:
личные качества (исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности, сформированность навыков здорового образа жизни, активность, интересы, качества лидера и др.);
моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, отношение к государственным и общественным институтам и др.);
участие выпускника (обучающегося) в работе органов самоуправления учреждения образования, молодежных общественных объединений, в организации и проведении общественно значимых мероприятий, акций, шефстве над ветеранами войны и труда, в спортивных соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, выставках, конкурсах технического и декоративно-прикладного творчества, в волонтерском, студотрядовском движении и общественно полезном труде и др.;
сведения о дисциплинарных взысканиях, примененных к выпускнику (обучающемуся) в течение последнего года до даты выдачи характеристики, о поведении выпускника (обучающегося), об индивидуальных достижениях обучения, участии в олимпиадах, конкурсах.

     Чтобы получить характеристику, выпускникам (обучающимся) или законным представителям несовершеннолетних выпускников (обучающихся) необходимо подать запрос в соответствующее учреждение образования в год приема. К запросу могут быть приложены документы, содержащие сведения, имеющие значение для отражения в характеристике.

     Учреждение образования должно выдать характеристику в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

    Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

свернуть

Выпускнику 2023

Правила приема в учреждения высшего образования

Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 изложены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденные Указом Главы государства от 27 января 2022 г. № 23.

Как сообщили в пресс-службе Президента Республики Беларусь, правила приема доработаны с учетом результатов широкого изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе вступительной кампании 2022 года. Они направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов и обеспечивают соблюдение принципа равной возможности поступления в вузы:

«В целом сохраняется закрепленная Кодексом Республики Беларусь об образовании система поступления в высшие учебные заведения».

Так, Правилами регулируется порядок приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования в очной (дневной, вечерней), заочной и дистанционной формах получения образования в учреждения высшего образования Республики Беларусь (УВО), за исключением приема:

  • лиц для получения высшего образования в УВО, находящиеся в подчинении органов государственной безопасности, порядок приема в которые определяется Комитетом государственной безопасности;
  • военнослужащих для получения второго и последующего высшего образования в УВО, находящиеся в подчинении Министерства обороны, порядок приема в которые определяется ведомством;
  • сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел, работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля для получения второго и последующего высшего образования в УВО, находящиеся в подчинении Министерства внутренних дел, порядок приема в которые определяется ведомством;
  • лиц для получения высшего образования в соответствии с государственным заказом и получения второго и последующего высшего образования на платной основе за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или собственных средств гражданина в Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

Кто может поступать в УВО Беларуси?

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, вправе участвовать в конкурсе на получение высшего образования:

  • в государственных УВО за счет средств республиканского бюджета (бюджет), если высшее образование за счет средств бюджета получается ими впервые;
  • в государственных или частных УВО на платной основе.

Кроме того, второе и последующее высшее образование в государственных УВО за счет средств бюджета вправе получать:

  • лица, которым противопоказана работа по полученной ранее специальности в связи с ухудшением состояния здоровья, при наличии заключения врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии;
  • сотрудники правоохранительных органов, работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, сотрудники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и военнослужащие, поступающие в УВО в соответствии с подчиненностью, если получение второй и последующей специальности вызвано служебной необходимостью, подтвержденной документально;
  • лица, поступающие для получения высшего образования по специальностям «Композиция», «Режиссура театра (по направлениям)», «Режиссура кино и телевидения (по направлениям)», направлениям специальностей «Дирижирование (оперно-симфоническое)», «Пение (академическое)», «Искусствоведение (кинотеледраматургия)»;
  • работники учреждений специального образования при поступлении на специальности «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Олигофренопедагогика».

Вправе участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных и частных УВО:

  • граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранных государств;
  • граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь не более двух лет, непосредственно предшествующих дате подачи ими документов для получения высшего образования в УВО;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь;
  • граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.

При этом для указанной категории абитуриентов Правилами определены дополнительные условия приема.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут поступать в УВО для получения высшего образования:

  • за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в УВО;
  • на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, в объеме, достаточном для освоения содержания образовательной программы высшего образования, проведения которого устанавливается Министерством образования, а также дополнительного собеседования или проверки на уровень физической подготовленности, порядок проведения которых устанавливается УВО.

Необходимо отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, поступающие в государственные УВО, финансируемые за счет средств бюджета, для получения высшего образования за счет грантов на обучение принимаются по результатам отбора, проводимого в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Правилами также определены особенности участия в конкурсе на получение высшего образования абитуриентов:

  • в очной (вечерней), заочной и дистанционной формах получения образования за счет средств бюджета;
  • по специальностям для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • по ряду специальностей сельскохозяйственного профиля, группы специальностей «Физическая культура и спорт» и иным;
  • для получения второго и последующего образования.

Правилами определены:

  • перечень документов, представляемых абитуриентами в приемные комиссии;
  • порядок проведения вступительных испытаний и зачисления абитуриентов;
  • лица, имеющие право на льготы при зачислении в УВО.

В частности, документом предусматривается:

  • совершенствование отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов для получения востребованных экономикой страны специальностей;
  • зачисление:
    • без вступительных испытаний победителей международных и республиканских олимпиад, победителей университетских олимпиад при поступлении в эти вузы, выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, выпускников лицеев при университетах при поступлении в данные университеты, а также лиц, сдавших единый государственный экзамен в Российской Федерации (при поступлении на платную форму обучения);
  • вне конкурса детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты;
  • введение особых условий поступления на специальности для Вооруженных Сил, транспортных войск и органов пограничной службы. На указанные специальности абитуриенты будут сдавать только два предмета (язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ);
  • прием на целевую подготовку по итогам внутреннего испытания в вузе в устной или практической форме (в зависимости от специальности);
  • представление абитуриентом характеристики из школы (колледжа) при подаче документов для поступления.

Правительству поручено в срок до 1 марта 2023 г. привести акты законодательства в соответствие с Указом № 2 и принять иные меры по его реализации.

Документ вступает в силу с 4 января 2023 г.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/january/72688/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь

       IX класс

с 2023 года проводятся выпускные экзамены по четырём учебным предметам:

  • «Белорусский язык» – изложение;

  • «Русский язык» – изложение; 

  • «Математика» – контрольная работа;

  • «История Беларуси» – в устной форме.

    XI класс

    с 2023 года проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:

    • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);

    • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося):

    математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский).

    • Централизованный экзамен (ЦЭ) - это школьный выпускной экзамен в 11 классе, результаты которого приравниваются к ЦТ. 

    • При зачислении в университет в год окончания школы будут учитываться результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата.

    • Пример. Если вы поступаете на биологический факультет, то 14 мая сдаёте ЦЭ по государственному языку, 21 мая - ЦЭ по биологии, а в июне/июле - ЦТ по химии (биологию и химию можно поменять местами).

    Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

    • ЦЭ пройдёт в мае 2023 года

    Централизованные экзамены пройдут:

      14 мая   - по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»;

      21 мая   - по профильным учебным предметам.

    • Экзамен будет проходить в форме ЦТ

    ЦЭ, так же как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). Вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах нет, все задания соответствуют базовому уровню школьной учебной программы.

    • Министерство образования утвердило спецификации по каждому предмету

    Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописаны в спецификациях, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь. 

    • До апреля выпускники должны определиться с учебным предметом, который они будут сдавать на ЦЭ, и зарегистрироваться 

    Регистрация на ЦЭ пройдёт в период с 1 по 20 апреля. Зарегистрирует учащихся (и в дальнейшем выдаст пропуски) комиссия, созданная в учреждении образования. Выбор учебного предмета для сдачи экзамена не зависит от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в ВУЗ или вторым. Однако изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов после регистрации будет невозможно!

    • Все выпускники Брестского района будут сдавать ЦЭ на базе одного учреждения 

    Централизованный экзамен для выпускников учреждений общего среднего образования Брестского района пройдёт на базе Учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

    • К ЦЭ допустят только тех, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

    В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

    • Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ

    После сдачи экзаменов учащиеся, которые получили балл выше нуля, получат сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, станет итоговой отметкой учащегося, которая будет выставлена в аттестат. 

    ГУО "Средняя школа г.п.Домачево"

    • Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

    Резервные дни: 23 мая и 25 мая; в июле в даты проведения ЦТ в резервные дни; 21 августа и 23 августа.

    • Кто может быть освобождён от ЦЭ?

    Предусмотрена возможность освобождения от сдачи ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ по предмету победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников.

    • В год окончания школы результаты ЦЭ понадобятся для поступления в ВУЗ

    Если вы поступаете в университет в год окончания школы, то можете сдать только одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ вам в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты будут уже иметь выбор: предоставить в приёмную комиссию сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдать по всем предметам ЦТ. 

    • В чём преимущества ЦЭ? 

    ЦЭ изменит подходы к аттестации выпускников школ. В последние годы выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Нововведение позволит уменьшить нагрузку на учащихся. Теперь для поступления в учреждение высшего образования достаточно будет сдать два ЦЭ и одно ЦТ.

     

    ПОМНИТЕ: к выбору профильных предметов необходимо подойти максимально ответственно, т.к. сдавать больше одного ЦТ в год окончания школы будет нельзя!

     

свернуть

Подготовка к централизованному экзамену

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2023г.

Основные дни

 14.05.2023 (воскресенье) и 21.05.2023 (воскресенье)

♦ Все учащиеся каждой школы будут писать ЦЭ в одном пункте.

♦ Всего предусмотрено более 90 пунктов (вузов и колледжей) ЦЭ.

♦ Допускаются к прохождению ЦЭ все выпускники школ, имеющие положительные годовые отметки по учебным предметам.

♦ В тесты ЦЭ включены задания базового уровня сложности школьной программы.

♦ Пороговых отметок на ЦЭ не предусмотрено, однако для подачи сертификатов в приемную комиссию такое понятие сохраняется.

♦ Сертификаты ЦЭ будут действительны до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведён ЦЭ.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала.

 Каждый участник ЦЭ должен иметь при себе:

  •  документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  •  пропуск;
  •  гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ его могут пропустить в аудиторию, если его ФИО найдут в списках учащихся, зарегистрированных для участия в ЦЭ.При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Важно! Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются. Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, будет считаться момент, когда последнему учащемуся будет выдан экземпляр его варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия:

 инструктаж участников ЦЭ,

 заполнение ими регистрационных полей и т.д.

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине, в том числе из-за плохого самочувствия или в туалет, но(!) только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

  •  проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
  •  фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
  •  меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
  •  вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
  •  иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
  •  выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
  •  фотографировать экзаменационные материалы;
  •  разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
  •  произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Важно! Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, удаляются из аудитории. В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию.

В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ, участник тестирования освобождается от участия в нем. Бланк ответов погашается путем перечеркивания, информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в основные дни, будет иметь возможность пройти ЦЭ в резервный день или иной срок.

Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  •  Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  •  Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

Когда нужно зарегистрироваться на ЦЭ?

  •  В основные сроки

Регистрацию участников ЦЭ осуществляет пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями школ в период с 1 по 20 апреля.

  •  В резервные дни и иные сроки

Не позднее 3-х календарных дней до проведения ЦЭ.

свернуть

Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  •  Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  •  Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.
свернуть

Как будут выставляться оценки на ЦЭ. Шкала переводов баллов

Минобр утвердил шкалу перевода баллов на централизованном экзамене по каждому предмету. Смотрите в инфографике Sputnik, как полученные баллы будут трансформироваться в отметки. Переводить 100-балльную систему в 10-балльную нужно для того, чтобы выставить конечную оценку в аттестат. Туда пойдет среднее арифметическое между годовой отметкой и оценкой, полученной на экзамене.

1071616760

У каждого из 11 предметов на ЦЭ – белорусскому, русскому и иностранному языкам, математике, физике, химии, биологии, истории Беларуси, обществоведению, географии и всемирной истории – своя шкала перевода.
Например, чтобы получить "десятку" на экзамене по биологии, нужно набрать 79-100 баллов. То же самое касается и физики.
1071616803
Самые серьезные требования на ЦЭ по химии, где чтобы получить оценку "10", нужно набрать от 85 баллов.
свернуть

"Горячая телефонная линия» по вопросам организации и проведения централизованного экзамена и вступительной кампании в учреждения высшего образования

❗️На период с 27 января по 28 апреля 2023 года в Министерстве образования организована «горячая телефонная линия» по вопросам организации и проведения централизованного экзамена и вступительной кампании в учреждения высшего образования.

🔻Режим работы в будние дни – с 14.00 до 18.00.
☎️Телефон (017) 222 43 12

свернуть

Видеоролики

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

Путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь доступен по ссылке (ripo.unibel.by/map/).

свернуть

Способы снятия нервно-психического напряжения

Способы снятия нервно-психического напряжения

 

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.

Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

 

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

  1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
  2. Спортивные занятия.
  3. Контрастный душ.
  4. Стирка белья.
  5. Мытье посуды.
  6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
  7. Скомкать газету и выбросить ее.
  8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
  10. Слепить из газеты свое настроение.
  11. Закрасить газетный разворот.
  12. Громко спеть любимую песню.
  13. Покричать то громко, то тихо.
  14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  15. Смотреть на горящую свечу.
  16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  17. Погулять в лесу, покричать.
  18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

 

свернуть

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?

Тренинговое занятие

Цель: обучение способам преодоления стрессовой ситуации. Задачи:

•            информирование о стрессе и его проявлениях;

•            обучение техникам релаксации;

•            развитие навыков уверенного поведения;

•            обучение навыкам обретения ресурсного состояния.

•           Категория участников: учащиеся выпускных классов.

Длительность занятия: 60 минут.

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоит­ся, переживает.

Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, сни­жают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознатель­ному регулированию.

Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

1.          УПРАЖНЕНИЕ «САМОЕ ТРУДНОЕ»

Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это...» и бросить мяч любому другому человеку.

2.          УПРАЖНЕНИЕ «СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ И ПОКОЯ»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации трево­ги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспом­нить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение.

Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физиче­ским самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуа­ции тревоги.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волну­ются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напря­жением, а спокойствие — расслабленностью.

86

3.          УПРАЖНЕНИЕ «СТАТУЯ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ»

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция:

«Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность».

Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно раз­биться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверен­ность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры.

Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). За­писать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Ведущий. Беспокойство — одна из главных причин плохой рабо­ты памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает рас­слабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помо­щью дыхания.

Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, меди­тация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

4.          УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Дышим мы непроизвольно, а потому в стрессовых моментах мож­но использовать дыхательные практики для сброса ненужного напря­жения. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите глубоко, задержите воздух в легких на пару секунд, а затем выдохните. С выдохом должно уйти и ощущение скованности в теле.

Для закрепления результата повторите цикл вдохов, и выдохов примерно 3—5 раз. При этом нужно постараться максимально рас­слабиться, чуть поднять подбородок и слегка отклониться назад. Си­дя на стуле, попытайтесь при очередном вдохе потянуть на себя края сиденья (словно вам нужно поднять стул вместе с собой). Затем за­держите дыхание на мгновенье и медленно, спокойно делайте выдох через нос.

Тем, у кого повышенное давление, нужно дышать аккуратно, из­бегая напряжения на вдохе.

Если вы хотите избавиться от чувства тревоги, то попытайтесь взять за правило делать дыхательные упражнения, — они позволяют мгновенно переключить внимание и успокоиться. Дышите, стараясь во время осознанного дыхания концентрироваться на тех мыслях, что вас успокаивают.

5.           УПРАЖНЕНИЕ «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРЕДМЕТЕ»

Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.

Инструкция:

«Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех ми­нут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли». ф

Анализ:

—        Справились ли вы с заданием?

—        Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упраж­нения?

6.           УПРАЖНЕНИЕ «МЕТА-ПОЗИЦИЯ»

В театральных вузах будущих актеров учат контролировать свое эмоциональное состояние при помощи различных техник. Напри­мер, тренировать воображение так, чтобы можно было абстрагироваться от реальной ситуации. Но такие упражнения полезны и в реальной жизни, особенно, если вас внезапно одолела тревога. Если вы хотите моментально самостоятельно избавиться от тревоги, то вот еще одна техника.

Представьте себя посторонним в конкретной ситуации. Вы не яв­ляетесь участником событий, вы просто наблюдаете

со стороны все происходящее. Ни в коем случае не переносите все события на свою личность, чтобы вас не «втянуло» обратно в стресс. Просто рассма­тривайте ситуацию со стороны: кто участвует в конфликте, как себя ведет, что говорит. Таким образом получится спокойно и взвешенно оценить произошедшее, не оправдываясь и избавляя себя от новой порции терзаний.

Главное — оставаться молчаливым зрителем, наблюдателем. Если нужно, то мысленно выстраивайте перед собой барьер, который не позволит снова погрузить в конфликт в роли участника. Только так можно будет спокойно оценить и проанализировать ситуацию, а по­том принять решение о дальнейших действиях.

Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, мол­чаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот больше не кружит вас словно пробку в стремительном, бурном потоке.

Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом, какой ресурс для этого нужен; где вы его может взять прямо сейчас.

7.    УПРАЖНЕНИЕ «РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ»

Самый надежный источник ресурса — вы сами, ибо все, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя вос­пользоваться.

Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет та­кую возможность.

Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам не­обходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на тен­нисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание.

89

 

Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным.

Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это про­исходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чув­ством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Ис­пользуйте его.

Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьезный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе, и вы обнаруживаете, что имеете достаточный за­пас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испы­тание.

С помощью приема актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать, — это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.

Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это при­твориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

8.    УПРАЖНЕНИЕ «МОИ РЕСУРСЫ»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция:

«Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои каче­ства и характеристики, которыми можете гордиться, которые считае­те своими сильными сторонами.

90

Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вто­рую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

ЧТО ТАКОЕ ЭКЗАМЕН, И ЧТО ОН ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ

Тренинговое занятие

Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период — экзамены. И сегодня я предлагаю вам разобраться, что такое экзамены? Что они значат для вас?

1.    УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, ко­торое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен...»

Проигрывание.

Очень важно, чтобы ученики сами понимали значимость успеш­ной сдачи экзаменов. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Как сдать экзамен?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: что такое экзамен, как его сдать, в чем значимость для меня в чем трудности?

2.           УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО Я ХОЧУ ДОСТИЧЬ?»

Цель: настроить на успех.

Инструкция:

«Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, че­го бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумай­те, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, расска­зать об этом. Задача остальных — догадаться, о чем идет речь».

Анализ:

—        Трудно ли было выбрать важную цель?

—        Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?

—        Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слиш­ком мелкие, или как раз достижимые?

3.           УПРАЖНЕНИЕ «ОРЛЫ И ОРЛЯТА»

Инструкция:

Учащимся предлагается разбиться на три группы: орлы, орлята и еще не вылупившиеся птенцы.

Первая группа Орлы должна представить информацию, что сделал орел, чтобы стать таким успешным, что было трудным.

Орлята должны представить информацию, что нужно сделать что­бы достичь успеха.

Третья группа может изобразить орлов и орлят, и после их пред­ставления выберет наиболее важные факты для достижения успеш­ности.

4.           УПРАЖНЕНИЕ «Я ХВАЛЮ СЕБЯ ЗА ТО, ЧТО....

Ведущий. Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется чтобы:

Больше хвалили, но это происходит так редко!

У вас есть возможность похвалить себя за что хотите!

Итак, продолжите фразу: «Я хвалю себя за то, что...»

Работа по цепочке.

Подведение итогов занятия.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Что понравилось, что не понравилось?
  • Что нового для себя узнали?
свернуть

Обучение в рамках международных договоров

В целях реализации международных договоров о сотрудничестве в сфере образования с иностранными государствами информируем о наличии имеющейся возможности обучения граждан Республики Беларусь за рубежом в рамках международных договоров в сфере образования с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Вьетнамом, Монголией и Молдовой.

Для участия в конкурсном отборе кандидатам необходимо                                до 28 февраля предоставить в (указать куда) следующие документы:

анкету, заполненную печатными буквами, с фотографией и прилагаемыми к ней документами - ссылка на Анкету (размещается для скачивания);

выписку текущих отметок (для Вьетнама - также автобиографию, копию диплома, копию приложения к диплому, медицинскую справку; все документы для Вьетнама должны быть переведены на английский язык и заверены);

копию страниц паспорта с указанием установочных данных                                 (31, 33 страницы).

С информацией об основных условиях и возможностях обучения граждан Республики Беларусь в 2020/2021 учебном году в учреждениях высшего образования указанных иностранных государств можно ознакомиться в представленных ниже документах:

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Казахстан (приложение № 1 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Кыргызской Республики (приложение № 2 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Республики Таджикистан (приложение № 3 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Туркменистана (приложение № 4 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Социалистической Республики Вьетнам (приложение                № 5 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Монголии (приложение № 6 размещается для скачивания)

 Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Республики Молдова (приложение № 7 размещается для скачивания)

 

Дополнительную консультацию можно также получить

в Учебном центре международного сотрудничества в сфере образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»

 

по телефону:  +375 17 200 90 37 (с 9:00 до 13:00);

 

электронной почте: icecinf@gmail.com или  icec@edu.by;

 

Skype: icec.nihe, icec.icec

 

(адрес Учебного центра международного сотрудничества в сфере образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»: 220007, г.Минск, ул.Московская, 15, кабинеты №№727, 720, 808)

свернуть